Image

Разделы

Руна Турисаз

Первый этт

Традиционное значение: великан

Германское название: Турисаз (Thurisaz)  (Thurisaz)

Англосаксонское название: Торн (Thorn)

Древнескандинавское название: Турс (Thurs)

Фонетическое соответствие: Т (Th)

Из книги Фрейи Асвинн "Руны и мистерии северных народов":

Турисаз — третья руна первого этта. Её стихия — огонь. Традиционное её название, «Турисаз», — древнейшее имя Тора, встречающееся в литературных источниках в одном ряду со столь же древними вариантами имён Водана и Тюра — «Воденаз» и «Тейваз». Другое значение «Турисаз» — «великан» — сохранилось и в современном исландском языке, где «великан» по-прежнему обозначается словом thurs. Христиане предпочли перевести его как «демон» — они нередко поступали так с именами божеств, культ которых пытались искоренить. Руна Турисаз символизирует одновременно и Тора, и великанов. Тор обладает некоторыми чертами сходства с великанами и единственный из асов способен сравниться с ними в физической силе. В скандинавской мифологии великаны олицетворяют силы хаоса, а Тор — способность обуздать эти силы и удержать их под контролем.

Англосаксонские христиане в своих попытках вытравить из памяти людей исконный смысл этой руны пошли ещё дальше. Они дали ей новое имя — Торн, что значит «шип» или «тёрн». Учитывая, какая огромная мощь заключена в руне Турисаз, нельзя исключать, что они прекрасно понимали, что делают.

В «Англосаксонской рунической поэме» о руне Торн говорится:

Шип непомерно остёр: горе тому, Кто коснётся его рукой; беспощадно Жалят тернии всех, кто приблизится к ним.

Эти стихи напоминают нам о зле, заключённом в руне Турисаз. Предостережение совершенно справедливое: мне самой довелось несколько раз в этом убедиться. Турисаз — самое могущественное средство вредоносной рунической магии, но её лезвие обоюдоостро и сила её легко и очень быстро может обернуться против самого мага. Но зато она может стать столь же мощным средством защиты. Большинство рун либо нейтральны (как те, что в прямом и перевёрнутом положении выглядят одинаково), либо имеют чётко выраженные позитивное (в прямом положении) и негативное (в перевёрнутом положении) значения, по которым их роль в гадании можно определить без особого труда. Но Турисаз — особая руна! Несмотря на то, что в прямом и в перевёрнутом положениях она выглядит по-разному, интерпретировать эти формы соответственно как благоприятную и неблагоприятную нельзя. Турисаз обозначает либо активную энергию, направленную вовне, либо пассивную энергию, сдерживаемую или направленную внутрь. Энергия Турисаз одновременно и полностью нейтральна, и невероятно сильна. Одном моему знакомому при медитации на эту руну явился образ ядерного взрыва. На оккультном уровне это видение очень точно характеризует потенциал Турисаз.

Прежде всего, эта руна — передатчик и носитель энергии, поэтому её можно объединять с другими рунами, чтобы магическая формула сработала эффективнее. Войти в контакт с силой Турисаз несложно; проще всего сделать это посредством любой достаточно сильной эмоции. Чем сильнее проявится эмоция, тем активнее включится энергия Турисаз. Но будьте осторожны: Турисаз — самая опасная руна футарка. Быть может, именно поэтому другие авторы дают о ней так мало информации.

Как-то раз мои товарищи по группе упрекнули меня в том, что я, напротив, обнародую слишком много сведений о рунах. Я понимаю и ценю их предусмотрительность, но лично я убеждена, что в отдалённой перспективе широкое распространение знаний пойдёт нам только на пользу; кроме того, я не чувствую себя вправе судить, что именно я должна обнародовать, а что — утаить. Мне кажется, что все наши единомышленники имеют право получить всю информацию, которой мы располагаем. Я верю, что они смогут распорядиться этими знаниями со всей ответственностью. Что же касается людей, не причастных к нашей традиции, то едва ли они смогут злоупотребить силой рун: на духовном плане руническую систему защищают могучие стражи.

Как мы помним, первыми двумя рунами футарка, рунами Феху и Уруз, представлены бессознательные силы. Третья же руна, Турисаз, действует на самой границе сознания: её нельзя назвать ни полностью «бессознательной», ни всецело «сознательной», как следующую руну ряда — Ансуз, управляющую сознанием. Поэтому Турисаз можно соотнести со сферой подсознания. Она действует на относительно легкодоступном подсознательном уровне. В самых опасных своих проявлениях Турисаз символизирует так называемую Тень — сумму подавленных и неосознаваемых представлений и ассоциаций, которые накапливаются в течение жизни или навязываются нам окружением и социальными условиями. Но специалистам в области глубинной психологии хорошо известно, что Тень может приносить огромную пользу, если признать её и включить в сферу сознания. Тогда она станет для нас источником творческих сил и надёжным союзником. Таким образом, руну Турисаз можно считать нашим истинным желанием в непроявленном состоянии.

В другом своём аспекте Турисаз связана с сексуальностью и либидо. Эта руна имеет фаллическую форму и ассоциируется с силами плодородия. Сам Тор тесно связан с плодородием: его молот — символ животворной силы, а руна Турисаз по форме напоминает молот. Изначально северные божества покровительствовали главным образом плодородию, и лишь со временем они приобрели воинственные черты. В пользу того, что эта руна связана с плодовитостью, говорит и тот факт, что Турисаз — это третья ипостась силы плодородия, неразрывно связанная с двумя другими, воплощёнными в предшествующих рунах — Феху и Уруз. Она представляет собой комбинацию или, точнее, результат взаимодействия Феху и Уруз. В скандинавской мифологии от союза Муспелльсхейма и Нифльхейма — сил огня и льда соответственно — рождается первое живое существо, корова Аудумла. А вслед за ней на свет появляется великан Имир. Если вспомнить, что название «Турисаз» означает «великан», то сразу же станет очевидно, что первые три руны футарка образуют логически связанную последовательность. Стоит ли удивляться, что у христиан, столь враждебно относившихся к природным силам вообще, руна Турисаз вызывала особую неприязнь? Вполне естественно, что они изо всех сил старались искоренить традиционное учение о её глубинном смысле. Ведь из всех природных сил самой ненавистной для них была сексуальность. А руна Турисаз непосредственно заключает в себе энергию, которую психологи обозначают термином «либидо»; и следует иметь в виду, что смысл этого термина ни в коей мере не сводится к сексуальности в буквальном понимании.

В руническом гадании как средстве психологического консультирования перевёрнутая руна Турисаз может указывать на блокировку творческих энергий и всевозможные неосознанные запреты, тормозящие развитие и самовыражение личности. Сопутствующие ей руны могут обозначать конструктивные средства преодоления этих блоков и запретов.

В магической сфере Турисаз — эффективная связывающая и сдерживающая руна; не случайно её называют «оковами войны». При умелом использовании в сочетании с другими рунами она позволяет пресечь направленные на нас враждебные действия и даже возвратить все негативные энергии к их источнику.

В «Речах Высокого» (строфа 148) говорится:

Знаю и третье, — оно защитит [коль нужда велика[10]] в битве с врагами, клинки их туплю, их мечи и дубины в бою бесполезны.

Разумеется, в наши дни эту руну чаще приходится обращать против оружия метафорического — такого, к примеру, как перо клеветника, — а не против настоящих мечей и дубин. В оговорке «коль нужда велика» заключён двоякий смысл. Во-первых, эта руна работает лишь при условии, что вы оказались в отчаянном положении и не видите другого выхода из ситуации. Собрать психическую энергию, необходимую для полновесного проявления силы Турисаз, удаётся только тому, кого, образно выражаясь, «загнали в угол». Во-вторых, слово «нужда» указывает на другую руну — Наутиз («Нужда»), которая, как правило, очень хорошо взаимодействует с Турисаз в ситуациях такого рода.

Различные формы энергии, представленные руной Турисаз, подробно описаны в саге о Зигфриде (Сигурде) и в сказке о Спящей Красавице, голландский вариант которой, между прочим, называется «Doornroosje» — «Шиповничек». В «Речах Сигрдривы» Один уколол Сигрдриву «шипом сна», из-за чего она погрузилась в сон и лишилась бессмертия. В вагнеровском «Кольце нибелунга» Вотан также погружает Брунгильду в сон в наказание за то, что она исполнила его истинное желание (как сказано выше, истинное желание — одно из проявлений руны Турисаз). Отменяя свой приказ спасти Зигмунда, Вотан идёт тем самым против собственного истинного желания и подчиняется воле своей супруги Фригг, которая в данном сюжете символизирует консервативное начало. Брунгильда понимает это и действует соответственно. Но её благим намерениям не суждено осуществиться: Вотан вмешивается в битву и сам убивает Зигмунда. Брунгильду же он погружает в сон (тем самым лишая её сознания собственной воли) и, по её просьбе, окружает стеной огня место, где она лежит в беспамятстве.

В сказке о Спящей Красавице героиня погружается в сон на сто лет, уколов палец веретеном. Чтобы разбудить её, герой должен пробиться сквозь густые заросли терновника, окружившие её замок.

В обоих этих сюжетах Турисаз действует в своей защитной ипостаси — как шип, охраняющий розу. Кроме того, она проявляется и в противоположном качестве — как фаллический символ: лишаясь девственности в объятиях Зигфрида, Брунгильда тем самым теряет бессмертие. Брунгильда-дева — это самодостаточная бессмертная богиня. Но отдавшись мужчине, она утрачивает бессмертие, и судьба её неразрывно соединяется с судьбой Зигфрида.

В сказке о Спящей Красавице шип — это символ мужской творческой энергии, а роза — символ женственности. В саге о Зигфриде Брунгильда окружена кольцом огня, прорваться сквозь которое может только герой, не ведающий страха. Окружив себя кольцом из рун Турисаз, можно защититься от любого нежелательного вторжения.

Константин Сельчёнок "Астрологическое толкование Рун"

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

Врата. Шип. Действие. Недеяние. Власть. Покровительство. Победа. Благословение. Эффективность. Активная защита.

Руне Турисаз соответствует знак Рака.

Приятно присоединяться к тому, к чему присоединены все люди. Это привычное и здоровое для низшего уровня развития (а для высокой духовности опасное) чувство стадности словно генетический стереотип сидит в нас и постоянно шепчет: "Сойдешь с ума, пойдешь не туда, тебя не туда зовут, ты не разберешься, и вообще все это сказки."

Эзотеризм потому и называется эзотеризмом, что он закрыт для большинства людей. Это естественно, потому что общество эзотериков - это совершенно иные принципы общения, иная мораль, иные действия.

Прохождение Врат эзотеризма, символизируемых руной Турисаз, является личным выбором и ответственностью каждого человека. За него этот выбор не совершит никто, потому что выбор носит сугубо духовный характер. Это решение о признании каких-то переживаний и восприятий реальностью. Это чисто нравственный выбор, и оглядываться на других и пытаться найти логические аргументы при совершении этого выбора невозможно, потому что вся логика привычной жизни направлены против прохода людей через эти Врата.

Все эзотерические доктрины содержат учение о способности человека совершить прыжок через эту пропасть. Причем следует учесть, что назад прыгнуть не удастся. Придется жить в новой реальности и руководствоваться другими принципами. Внешне они не противоречат социальным. Но внутреннее ощущение совершенно отличное. Перепрыгивая на другой край, человек обязан стать другим: пробужденным и ответственным за себя. Он понимает, что на другом берегу создается реальность этого мира, вершится управление этой жизнью, хотя на том берегу совсем мало людей. Некоторые люди готовятся к прыжку долгие годы. Некоторые стоят на краю, а потом уходят, почувствовав невозможность перепрыгнуть.

Опасно пытаться стоять сразу на двух берегах, то есть, совершив прыжок в другую реальность, в эзотерическую доктрину, пытаться искать подтверждение своей состоятельности на покинутом берегу. Это приводит к падению, ибо человека бередят мысли об оставленном социуме, об оставленных нормальных человеческих отношениях.

Врата в мир радости открываются только после того, как мы проанализируем свою Тень. Прыгнуть через пропасть можно, если мы действительно расстанемся со всем дурным и тяжелым, что потянет вниз.

Знак Рака имеет отношение к глубинным комплексам. К.-Г. Юнг назвал их Тенью. Оборотная сторона человеческой психики не всегда видна человеку. Но она незримо присутствует и наполняется при любой попытке казаться лучше, чем ты есть. В угоду обществу человек приобретает хорошие внешние качества, социально приемлемые. А по закону компенсации иные свои качества накапливаются в виде Тени. Без проработанной Тени прыгать через пропасть нельзя, потому что "мусорница души" взорвется.

У Ворот стоит Страж Порога (символ Сатурна). Он не позволяет проходить в иную реальность тем, чья душа полнится страхами, иллюзорными ожиданиями. Страж подвергает человека жесткой проверке. Он не пропускает людей, которые пытаются протащить в высший мир ценности низшего мира. Смысл посвящения заключается в окончательной проверке внутренней готовности. Глубинная темнота должна быть очищена.

Человеческие несовершенства кроются в иллюзиях, ошибочных представлениях, которые живут в глубинах души и на поверхности не показываются. Например, есть люди, подсознательно считающие, что все люди им что-то должны. Поэтому многим они неприятны, даже если внешне очень респектабельны. Есть люди, подсознательно убежденные в том, что они имеют право на всех "наезжать". В глубине их психике живет какое-то ошибочное представление о своем праве насиловать другого.

Когда человек ощущает глубинную неустроенность в той или иной ситуации, он должен обратиться прежде всего внутрь самого себя и выяснить, что в нем противится ситуации. Если мы чем-то недовольны, то причина не во внешней реальности. Мы видим ее так, как нам диктуют собственные ожидания и оценки. Если мы действительно всерьез страдаем от внешних препятствий, значит речь идет о необходимости заняться самоанализом. Не для того, чтобы объяснить себя, а чтобы понять, что же привело к препятствию. Есть, например, хронические неудачники. Вроде бы они делают все правильно, но где-то подсознательно боятся победы, боятся того, что все получится хорошо. По тем или иным причинам в детстве их убедили, что они должны вырасти несчастными, хотя бы для того, чтобы быть похожими на любимую маму.

В Турисаз сталкиваются действие и недеяние: действие внутри и недеяние вовне. Человек должен на время отказаться от внешних усилий и отправиться внутрь, спрашивая себя: "В чем причина? Какая сила привела меня в ловушку? Почему в десятый раз я наступаю на те же грабли? Что в бессознательном толкает меня в эту неприятность? Если я сам хожу по земле, сам принимаю решения, сам несу ответственность, значит движущее начало во мне, причина неприятностей во мне." Здесь нужно занять позицию Господина, в хорошем, добром оккультном смысле почувствовать себя пауком, к которому стягиваются нити ситуации. И если с паутиной что-то не ладится, значит что-то не в порядке с сердцевиной души.

Корни любых человеческих проблем всегда связаны с прошлым. Мы подобны дереву, которое укоренено в собственных прошедших годах. То, что происходит с нами сегодня, есть прямое следствие нашего позавчера. Если мы не обращаемся к прошлому с целью изменить настоящее, мы его никогда не изменим, не сможет хорошо устроиться в здесь-и-теперь. Рак - это знак самоанализа, глубинной оценки эмоциональных комплексов. Человек, работающий с эзотерическим уровнем знака Рак, погружается в самого себя. Он перетряхивает рюкзак, который постоянно давит на плечи.

В руне Турисаз сокрыт Сатурн (который находится в глубине знака Рак). Поэтому она такая тяжелая, крутая, могучая. С этой руной связаны очень непростые ситуации качественной смены состояний, радикального изменения среды, полной смены обстановки. Турисаз приходит на переломах, когда человеческая жизнь радикально меняется, даже если другие ничего не замечают. Тяжелые переломные ситуации нельзя преодолеть на чистой силе, ибо сила без разума обязательно приносит боль и страх. Ломая внешнюю ситуацию, мы насильственно обращаемся с собой, потому что она тонко связана с нашими глубинными интимными ошибками прошлого. А вот соединение усилий и понимания позволяет с легкостью преодолевать трудности.

Турисаз никогда не принуждает. Ситуация может быть очень неприятной, но у нас всегда есть выбор. Мы можем шагнуть назад в спокойное прошлое. Люди, работающие с рунами, хорошо чувствуют, что могут отказаться от борьбы и не входить во Врата. Человеку всегда оставляется возможность отступления на заранее подготовленные позиции. Но от этого решения будет зависеть очень многое: дважды в одну реку войти нельзя. Вполне возможно, что в следующий раз ситуация окажется более жесткой, тяжелой и болезненной. Отступая, нужно учесть, что внешняя ситуация не исчезнет. Она тоже может отступить, спрятаться, раствориться, но только на время, потому что ее задача - принудить нас к осознанию. Этот урок просто неизбежен.

Сатурн и знак Рака связаны с тяжелыми кармическими факторами. Сатурн отвечает за тяжкие внешние испытания, а Рак - за опыт раннего детства и родовую карму. Очень часто приходится изживать не свои проблемы: родители умудряются передать детям собственные кармические, генетические задачи. Работая с Турисаз, бесполезно выяснять, чей это грех и за кого мы расплачиваемся. Если мы пытаемся свалить ответственность на род, значит мы уже слуги, мы свалили ответственность с себя.

Люди часто сетуют по поводу своей тяжелой родовой кармы. Им якобы приходится что-то изживать за бабушек и дедушек. Но они забывают: в карме не бывает не своего. Может быть, мы породили эту карму, будучи собственным пра-прадедушкой, и вернулись, чтобы искупить накопленное.

Под Турисаз нельзя спешить принимать решения. Самые важные внутренние решения возникают на пределе напряжения сил. Очень важно довести температуру души до точки кипения, пусть это не совсем приятно. Проблема должна накопиться. Тем легче и проще окажется выход. Хорошенько не разбежавшись, невозможно далеко прыгнуть. Не накопив достаточно энергии, невозможно совершить действие. Не набрав побольше воздуха, нельзя глубоко нырнуть. Чаще всего трудные ситуации только кажутся страданием. На самом деле они служат нагнетанию силы. Если человек успокаивается, хотя бы внешне, готовится к броску, перед ним врата понимания распахиваются сами.

В руне Турисаз есть две фазы. Первая - фаза размышлений. Это не руна поспешного действия или мгновенного реагирования на ситуацию. Нам дается время на поиск единственно правильного решения. Вторая фаза: когда решение принято, оно требует немедленных действий. Как только приходит ощущение, что преодолен барьер сомнений, действовать необходимо сразу, неотложно, не пытаясь десять раз перепроверить решение, - тот же символ прыжка через пропасть. С созреванием решения приходит энергия для его реализации. Если мы упускаем время, продолжая по привычке сомневаться, энергия уходит, и ситуация нас раздавливает.

ОБРАТНАЯ ТУРИСАЗ

Обратная Турисаз указывает на опасность поспешности, на то, что врата пока закрыты и пройти сквозь них пока невозможно - нужно ждать. Особенно важна перевернутая руна в те моменты, когда мы стоим перед серьезным выбором. Она предупреждает о том, что мы почти наверняка совершим ошибочные действия, если поспешим. Мы не будем объективны, если не продумаем ситуацию до конца.

Турисаз является символом активной защиты человека от кого-либо или чего-либо. Это тонкий оккультный феномен, связанный с включением в эгрегор. Чтобы преодолеть неприятность и изменить качество, необходимо обрести благословение, почувствовать, что ты находишься под влиянием покровительствующих Сил. Ощущение покровительства свыше возникает только тогда, когда мы активно мыслим в наличествующей ситуации. Нельзя просто дожидаться благоприятного момента. Нужно еще и думать. И лишь додумав ситуацию до конца, мы получаем благословение. Эгрегор дает добро на прыжок, когда видит, что мы действительно знаем, как и куда прыгать.

Ключом к прохождению испытания является осмотрительность - способность досмотреть, доразбираться, допонимать ситуацию. Речь идет не только об исследовании собственной мотивации, но и о неадекватном восприятии происходящего. Мы не понимаем каких-то привходящих факторов. Но мы не можем действовать в темноте, поэтому должны сначала осветить все происходящее в данный момент с нами лучом своего разума, лучом своего сознания.

Обратная Турисаз как раз предупреждает о том, что человек будет действовать неосмотрительно, поскольку сложившаяся трудность до конца не рассмотрена. И обязательно найдется какой-то нюанс, который при последующем анализе окажется решающим. Чем большей информацией обладает человек, тем шире возможности его действий.

Турисаз требует законности действий. Мы должны чувствовать, что совершаем нечто, глубинно обоснованное, признаваемое нами за истинное, пусть даже мы совершаем это ради самих себя. Человек - существо, служащее многим эгрегорам, в том числе эгоическому. И ряд действий может носить сугубо эгоическую окраску. Люди, действующие без внутренней уверенности, не в состоянии пройти через Врата. Вот для чего нужны размышления - чтобы заставить человека додумывать до конца. И когда он обрел уверенность в законности совершаемого поступка, тогда его действия обречены на успех. Таким образом, речь идет не об организации внешних действий, а о том, чтобы обрести поддержку эгрегора. В ходе размышления над ситуацией мы связываемся с эгрегором и узнаем, как действовать. Это знание возникает в виде внутреннего ощущения правоты. Его ни с чем невозможно перепутать. Это не самомнение, не паранойя, не гордость. Это - укорененность в истинности принятого решения. В человеке рождается волевой поток, идущий от эгрегора, на котором он может преодолеть ситуации, кажущиеся непреодолимыми.

ПЕРСОНАЖИ ТУРИСАЗ

Стражник. Экзаменатор. Святой Петр. Вахтер. Сфинкс.

Сфинкс, загадывающий загадки. Он проверяет героя на элементарную сообразительность. Выпадение Турисаз указывает на необходимость подумать. Ситуация развернулась именно как конкретный урок думания. А вот действовать нужно в последнюю очередь. Если думание было неправильным, то и действие окажется ошибочным.

СЮЖЕТЫ ТУРИСАЗ

Буратино с золотым ключиком от дверцы.

Али-Баба, произносящий магическое заклинание: "Сим-Сим, откройся!"

Смысл этих сюжетов заключается в том, что ключ можно подобрать к любой ситуации.

Мальчик-с-Пальчик умудряется перехитрить Великана.

Красная Шапочка приходит к избушке бабушки. У нее и голова, и глаза на месте, а войти в домик не может. А руна Турисаз ей и говорит: "Дерни за веревочку, дверь и откроется". Мы в упор смотрим на веревочку и не видим ее. А Турисаз приказывает: "Разберись с тем, что видишь. Разберись со своими впечатлениями и пойми, что ответ скрыт в них."

Очень легко определить, правильно ли Вы прошли руну Турисаз. После ее прохождения человеку становится намного легче. Если ситуация правильно проработана, то уже через несколько дней ощущается заметное облегчение. У нас что-то развязалось, разлетелось, растворилось. Если легче не стало, значит мы не восприняли просьбы Турисаз, пропустили мимо души. Тогда руна будет выпадать снова и снова, но уже на других уровнях существования.

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ ТУРИСАЗ

Троян - демоническое существо в славянской мифологии, трехглавый хозяин трех царств: нижнего, среднего и верхнего. Он отвечал за казнь и катаклизматические изменения в обществе, но не вмешивался непосредственно в жизнь людей. Он приходил, например, когда люди не исполняли данных обетов, не приносили должные жертвы Богам или нарушали общественные правила.

Дуб - чистый рачий символ. Во всех языческих культах огромные деревья рассматривались как врата в иные сферы. Дерево открывало вход в божественный мир. Дуб символизировал пантеон Божеств. Существует ложное представление о том, что языческие Божества впрямую руководили жизнью людей. Мы привыкли относиться к общению с высшим миром как к телефонной связи: позвонил, попросил, получил ответ, сделал. На самом деле Божества взирали на людей, но вмешивались в их жизнь не сами, а лишь опосредованно, через ситуацию. Люди находились в определенном неведении относительно истинной воли небес. Приходя в святилище, человек входил в контакт с Высшим миром и некоторое время пребывал в определенном состоянии сознания. А затем выходил из святилища с принятым им самим решением. И по дальнейшему ходу жизни люди определяли, правильно ли были поняты их вдохновители, правильно ли уловили указания свыше. То есть все языческие культы предусматривали самостоятельные принятия решения самим человеком после контакта с горними силами, контакт с горними силами не предусматривал прямого получении указания свыше. Эта традиция прослеживается вплоть до античности. Дельфийские оракулы и пифии Аполлона никогда не говорили напрямую. Они всегда оставляли человеку свободу выбора.

Скандинавы, друиды и славяне входили в горний мир через деревья, очень редко через водоемы, еще реже через камни, скалы, горы. Вратами Турисаз были в основном деревья. Поэтому с руной связаны и дриады. Дриады - это женские духи, покровители деревьев. Они не только впускали человека в иной мир, но и проверяли его мотивы. Чтобы принять то или иное решение, человек должен был заблудиться в лесу и попытаться из него выйти. Жрец одному ему ведомыми тропами заводил человека далеко в лес и оставлял там. Если человек не возвращался, значит он не смог найти правильный путь в собственной душе, значит он запутался в собственных мотивах и страхах, и дриады его не выпустили. Если же человек вдохновлялся свыше, находил общий язык с дриадами, лес разрешал ему уйти. Более того, он уходил с правильным решением и обязательно изменившимся.

Древние посвящения ставили человека на грань реальной гибели - это очень важный момент. Древние совершенно обоснованно считали, что человек, ведомый небесными водителями, обязательно выползет, выйдет, выживет. Нам приятно думать, что посвящение почти безболезненно, чуть-чуть, понарошку. Но так время не знало бы героев - людей, которые пережили действительную духовную смерть и вышли преобразившимися. И только те, кто пережил крайние ситуации, получали право на совершение действий, значимых для всего народа. (Рак - символ рода, семьи.)

В скандинавской мифологии Вратами ведала возлюбленная жена Одина Фригга. Она бала владычицей замков, покровительницей домашнего очага, мастерицей открывания врат. К ней всегда обращались, если нужно было отыскать сокровища, распутать тайну каких-то отношений. Главное то, что всегда за получением решений, как ни странно, обращались не к верховным Богам скандинавских племен, а именно к Фригге. Причем отмычкой загадок была чуткость к влияниям Фригги. Ритуалы связанные с этим Божеством, всегда проводились в доме. Человека, ищущего ответ, запирали в доме, пока он не обретал решение. Более того, этот дом окружался жрецами, и если ответ не устраивал их, то человек, выйдя из дома, подвергался наказанию.

Геката - доолимпийское Божество, ночная страшная Богиня. Так называемые сатанинские дни перед новолунием, дни Гекаты, на самом деле являются днями пересмотра мотивов. Мы живем определенными циклами. Самыми важными точками этих циклов считались раньше дни перед зимним солнцестоянием и перед новолунием. В это время человек должен поститься, ограничивать внешние контакты. Он обязан войти вглубь себя и рассчитаться с предыдущим циклом. Сегодня мы воспринимаем дни Гекаты (всем известный 29-й лунный день) как сатанинские, а значит вредные. На самом деле, это дни очищения, расставания с ошибками, которые мы натворили за эти 29 дней. Они являются наиболее благодатными для человеческой души.

29-й лунный день, от которого все бегут, как от чумы, наиболее прекрасен для проникновения в собственные глубины. Человек подвергает пересмотру то, что произошло за месяц. А месяц для правильно живущего человека - это большая куча событий: ошибок и находок. И если он серьезно проанализировал прошедший месяц, то в новый цикл он вступает воскрешенным. У многих народов лунные циклы рассматривались как очень важные хронометры. К сожалению, мы забыли о том, что дни утеснений и напряжений самые целительные для человека, потому что, когда тяжело, мы имеем возможность получить доступ к самим себе.

Геката, или оборотная сторона Луны, была очень важной женщиной. Она мстила всем, кто преждевременно вторгался в надземный мир. Всех неготовых, кто без учителя, без традиции, вне орденов и раньше времени рвался к эзотеризму, Геката сводила с ума. Человек, который проходил через Врата, будучи не готовым, возвращался оттуда полоумным.

Мистерию руны Турисаз разыгрывали ведьмы. Они никогда не жили среди людей. Их жилища выносили далеко за пределы общины, и тропинку к ним мог найти не каждый. Ведьмы переводили человека с одного уровня сознания на другой и всегда через тяжелейшие испытания. Человек должен был дойти до предела, чтобы, преодолев неприязнь и глубинный страх перед ведьмой, отправиться к ней за светом. Через боль и страдание ведьмы учили жить по-другому. Человек должен был уйти новым, или же он вообще не уходил. Отсюда представление о ядовитых снадобьях.

Почти всегда колдовство ведьм включало прием психоделических средств и происходило на грани сумасшествия. Даже во времена истинного язычества, когда люди достаточно серьезно относились к иерархическому многобожию, ведьмовские культы были не очень респектабельными. Если человек пришел из любопытства, просто из удовольствия познакомиться с ведьмой, он нарывался на крупную грубость и неприятность. Но за человека, который им вверился, отдал себя в их руки, ведьмы несли ответственность, то есть становились его духовными учителями.

Страшно общество, где человек не может получить предельной помощи. Поверхностному и плоско живущему обществу все ясно и понятно. Испортилась механика в голове - отправляйся пить таблетки в психолечебницу. А древние прекрасно знали, что в жизни человека существуют ситуации Турисаз, когда действительно может помочь некий изгой, некая таинственная волшебница, живущая в дремучем лесу, к которой и отправиться-то боязно. Но этот страх превозмогается тяжестью болезни, невыносимостью кризиса.

Сам поход к ведьме являл собой мужественный поступок. В общем-то человек бросался головой в омут. И далеко не всегда ведьма могла помочь. Далеко не всегда человек мог уйти здоровым и исцеленным. Мы привыкли, что в лучшем случае целитель должен вылечить, а в худшем - все остается по-прежнему. Но бывают состояния, в которых самым благоприятным выходом с точки зрения кудесника является уход человека с физического плана.

Наше общество создало завесу искренности над всем этим: ведьма - плохо, язычество - страшно, оккультные силы - вредно. Мы даже не в состоянии подумать, а как же жили наши пращуры, как они лечились, учились, воевали и т.д. У нас как бы нет этого сегмента в памяти. На самом деле мы просто безалаберные наследники очень глубокой, серьезной, мощной культуры, о которой остались поверхностные воспоминания. Это только сейчас все просто: на любой вопрос сразу же предоставят ответ. А в прежние времена существовали пантеоны покровителей, многосложные ритуалы и празднества, очень широкая профессионализация целителей. Человеку порой, чтобы решить какие-то проблемы, приходилось отправляться за тридевять земель. Это была полнокровная, разнообразная, цветистая жизнь. А мы чуть ли не стыдимся того, что выросли на этой земле и что наши предки так жили. Во всяком случае, их жизнь была интереснее и здоровее.

МАНТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ ПРЯМОЙ ТУРИСАЗ

Ситуация: безмолвная молитва.

Вызов: благословить свою судьбу.

Предостережение: любое осуждение будет вредным.

Указание: смотреть со стороны.

Совет: вспомнить, что привело в эту ситуацию.

Утешение: отпуская прошлое, Вы обретаете новый источник энергии.

Прошлое нельзя ругать. Его нужно рассмотреть, благословить и отпустить, то есть перестать привязываться нитями постоянных воспоминаний и к прошлым ошибкам, и к прошлым удачам.

Образ руны Турисаз - это человек, стоящий перед полетом на вершине горы: все осталось позади, все осталось внизу; у него за спиной должны вырасти крылья, чтобы шагнуть в пустоту, а на деле - взлететь.

Проходить Врата без размышлений опасно. Эта руна требует очень глубокого анализа, очень глубокого поиска.

МАНТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ ОБРАТНОЙ ТУРИСАЗ

Ситуация: слабость.

Вызов: подключение к тайному ритму мира и своей судьбы; попробовать понять подспудные, глубинные причины происходящего.

Предостережение: не создавать новых тяжелых проблем из нерешенных старых.

Указание: не форсируйте свои силы.

Совет: Ваши задачи разрешимы на низкой энергетике.

Утешение: истинная сила неощутима.

Важное замечание к обратной Турисаз: действие не должно исходить из слабости. Слабость толкает человека на поспешные действия. Когда он силен, то действует быстро, непреложно, с убежденностью в правильности своих действий. Поспешность - это попытка свалить с головы груз, избавиться от внешних неприятностей, не разрешив внутренних проблем. Если действие исходит из слабости, оно приведет к сожалению и неудовлетворенности.

Первичный признак нашей жизни - бешеная спешка, суета. Людям некогда помолчать, подумать, поразмышлять над тем, что они делают. Они подобны бешено работающей стиральной машине, которая вместо стирки разрывает белье в клочья. Наше недовольство прошлым связано с непродуманными и поспешными действиями. Когда человек переключается на медленный ритм, он входит в канал эгрегора. Человек, действующий медленно, становится сильным. Он сразу видит, что происходит.

Выше уже говорилось, что Турисаз - руна одновременного действия и недеяния. На этот счет существует хорошая метафора. Мы входим в лифт, нажимаем кнопку, и после от нас требуется только одно - ждать, пока двери откроются на нужном этаже. Когда человек входит во Врата, он должен перестать суетиться, он должен вообще прекратить действовать. Река сама несет его. Процесс перехода совершается помимо воли человека. В общем-то любой переход происходит под присмотром Абсолюта.

Качественные изменения в жизни людей небезразличны Космосу. Изменение уровня бытия привлекает внимание Высшего Мира. Иерархия всегда следит за тем, кто переходит на более высокую ступень развития. Поэтому, войдя в лифт, не следует особенно суетиться - работает очень серьезная компания помощников, которые знают, как трансформировать организм человека. От него только зависит дать согласие, расстаться с прошлым - сделать первый шаг, а там все произойдет достаточно спонтанно.

Чем дальше человек развивается, тем больше он понимает, что львиная доля того, что с ним происходит, даже если это имитируется как свободное решение, свободная воля, происходит под влиянием автоматически действующих законов, под давлением определенной эволюционной механики. Но это вовсе не снимает ответственности за самостоятельно принимаемые перед Вратами решения. Страж порога следит именно за тем, насколько мы искренни, насколько мы действительно готовы пересмотреть свой багаж и войти новыми на другой уровень. Сталкиваясь с Турисаз, Вы обнаружите, что это руна очень важных поворотов и обновлений, за которые, несмотря на действующие законы, человек, естественно, несет ответственность, ибо это происходит именно с ним.

Из книги Кеннета Медоуз "Магия рун":

ТУРС, Th-руна — РАСЧИСТКА ПУТИ

ТУРС — это энергия, «расчистившая» путь среди случайных сил Хаоса перед появлением Космоса. Ее можно сравнить с ударом грома, возникающим из столкновения противоположностей. ТУРС был разрушителем сил Хаоса, враждебных Космическому порядку; он защищает Космос от возвращения к Хаосу. Поэтому, хотя его сила может быть разрушительной — направленной на устранение устаревшего и замену его чем-то лучшим, она имеет также защитный аспект, и в этом качестве рассматривается как блюститель закона и порядка. Как гром предвещает дождь, так и энергия ТУРС делает возможным новое начало.

ТУРС обладает потенциалом расчищать путь и создавать порядок там, где существовал беспорядок. Это похоже на расчистку заброшенного сада от мусора и сорняков, на разлив вешних вод, готовящий почву для новой жизни. Уставное начертание руны напоминает топор, используемый как для вырубки всего вредного и ненужного, так и для защиты от вредных воздействий.

Старонорвежское слово «терс» означает «гигант» или «силач», что указывает на грубую, целенаправленную силу, необходимую для устранения препятствий. Поскольку ТУРС традиционно ассоциировался со снежными гигантами северной мифологии, некоторые исследователи приписывали ему атрибуты зла. Это происходило в результате непонимания истины, сокрытой в мифах, и самой рунной силы. Частично оно объясняется неверным переводом исландского слова «гигант» как «демон» — умышленной попыткой религиозных пропагандистов уничтожить первоначальное знание и воздвигнуть барьер страха. Мифологические гиганты олицетворяли случайные силы Хаоса, необузданную энергию, существовавшую до появления Космоса. ТУРС — могучая сила, сдерживающая их, защищающая и сохраняющая Космический порядок. Разрушительная энергия, заложенная в этой руне, направлена только против того, что враждебно порядку и угрожает законам природы.

Другое объяснение деструктивных качеств Th-руны, приписываемых ей переводчиками рунических поэм, заключается в том, что ее начертание похоже на шип и может рассматриваться как фаллический символ. До последнего времени в христианской традиции секс сам по себе считался злом, за исключением целей продолжения рода.

ТУРС является носителем потенциала мужской творческой энергии, так же как пенис является каналом жизнетворного семени. Руна имеет форму шипа, который в древности был символом человеческой «бренности», в то время как роза, которую он «защищает», была символом бессмертия, присущим женскому аспекту бытия, ибо все обретает существование лишь через этот аспект. В сказке «Спящая Красавица» встречается много аллегорических символов древних истин: например, герою приходится прокладывать путь через заросли колючего кустарника, чтобы добраться до героини, которая проспала сто лет, уколов палец о веретено прялки. Шип — фаллический символ, обозначающий грубую силу, содержащую семена жизни. Это не сама жизнетворная сила, но ее передатчик, сламливающий сопротивление и высвобождающий энергию, необходимую для нового начала. Следовательно, ТУРС можно рассматривать как «пробуждающую» силу, несущую осознание тому, что существовало в области подсознательного, хотя ее первичная цель заключается в образовании порядка из хаоса.

Форма шипа также подразумевает потенциал преодоления страха — ведь, как известно, «не бывает розы без шипов». Потенциальную энергию ТУРС можно сравнить с живой изгородью из розовых кустов, не только отмечающей границу между обычной и необычной реальностью, но и охраняющей доступ к знаниям, которые нужно использовать с уважением и осторожностью. Эта руна обозначает защиту от нежелательных или враждебных воздействий. Окружение частной собственности кольцом Th-рун, указывающих наружу, служило способом охраны от непрошенного вторжения.

Следует понимать, что все рунные силы действуют под поверхностью физических проявлений — на подсознательном, бессознательном и сверхсознательном уровнях. Они являются частью забытого языка наших внутренних «я»: подсознательного «Я», бессознательного телесного «Я» и сверхсознательного Высшего «Я». Мы пытаемся заново выучить этот язык, ввести его в сознательный обиход, чтобы четыре наших «я» — четыре аспекта нашего многомерного бытия — могли действовать сообща для нашего дальнейшего продвижения по пути эволюции. Эти четыре «я» и их отдельные функции, составляющие часть нашего целостного существа, подробно описаны в моих книгах «Там, где летают орлы», «Путь медицины» и «Опыт шамана».

ПОТЕНЦИАЛ: Высвобождение силы, предвещающей новое начало, защита естественного порядка.

КЛЮЧЕВЫЕ КАЧЕСТВА: Пробуждение силы и инициативы, целенаправленная мощь, защита от враждебных воздействий.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ: Полезна при необходимости устранить препятствие и расчистить путь в сложной ситуации. Содержит энергию как для защиты, так и для нападения.

ВЫЗОВ: Избавьтесь от того, что мешает вам, но позаботьтесь оставить непреходящие ценности. Не делайте поспешных выводов, иначе вы можете создать больше проблем, чем решите.

Th-руна может помочь вам:

бороться с враждебными влияниями;

разгонять летаргию и пробуждать энтузиазм;

стимулировать подсознательное «я» и приводить его в действие;

устранять препятствия;

уготовить почву для новых инициатив.