Image

Разделы

Космология третьего этта

Последний этт, этт Тюра, отличается от первых двух в одном особом отношении. И первый, и второй этт посвящены, главным образом, сверхъестественным существам: первый описывает возникновение богов и прочих живых созданий, а второй — противостоящие им силы. Третий же этт разворачивает перед нами картину человеческого существования. Некоторые руны третьего этта тоже названы в честь богов, но все эти божества предстают здесь в роли учителей и благодетелей человечества.

Обозревая третий этт, мы проследим за ходом человеческой эволюции, свершающейся под руководством богов вплоть до Рагнарёк и далее. Заключительные восемь рун футарка можно трактовать как этт трансформации — трансформации, которая представляет собой основные этапы развития человеческого рода и, в конечном счёте, ведёт к Рагнарёк.

Руна Тейваз символизирует железный век — период, когда развивались орудия охоты и собирательства. Железное оружие оказалось эффективней каменного, а в результате улучшилась и организация военного дела. (Присущая человеку изобретательность испокон веков находила выход не только в созидании, но и в усовершенствовании орудий убийства.) В тот же период получили развитие общественные представления о власти и справедливости.

Далее следует Беркана — руна берёзы, символизирующая мир деревьев и растений в целом. В космологическом плане она соответствует появлению осёдлых общин и развитию земледелия, пришедшего на смену охоте и собирательству. Кроме того, она может обозначать период матриархата. Следом наступил период одомашнивания животных, отображённый в третьей руне последнего этта — Эваз. В древние времена отношения человека с домашними животными были взаимовыгодными — не в пример нынешним, когда животные нередко подвергаются беспощадной эксплуатации. С утверждением основ цивилизованного общежития перед человечеством открылись возможности для исследования более высоких уровней сознания. Возникли такие понятия, как «закон» и «дух»; началось развитие логики как методики интеллектуальной работы с абстрактными идеями. Все эти нововведения олицетворяет собой руна Манназ. На этой стадии матриархат уступил место патриархату — провозвестнику технологической эры. В то же время женская традиция, лишившись политического влияния, обратилась во внутренний мир и открыла путь дальнейшему развитию человеческого сознания. Этот этап — этап эмоционального развития и возникновения магии — представлен руной Лагуз, символизирующей «чувственную» сторону человеческой эволюции, формирование магической традиции и духовное сознание.

Следующая стадия наступила тогда, когда люди обнаружили в себе божественное начало и признали или «изобрели» богов, что символически отображает руна Ингуз. На этом же этапе были посеяны семена разрушения: общество стабилизировалось и обзавелось властными структурами, породившими коррупцию и моральное разложение. Семена укоренились, дали всходы и расцвели пышным цветом. Цикл близится к завершению; общество подходит к критической точке своего развития. Рушится всё, чего достигло человечество за минувшие века; распадается самая ткань общественного бытия; мы вступаем в алчный «век волков» и кровожадный «век секир».

И вот в мире не остаётся ничего определённого. Ночь оборачивается днём, а день уже невозможно отличить от ночи. Ожесточение, ужас и хаос правят Мидгардом. Пламя Муспелльсхейма пожирает Землю, океан захлёстывает сушу. Старый порядок уничтожен. Всё это входит в комплекс значений руны Дагаз . Но это ещё не конец. Не всё сущее погибает в огне, и воды не навечно поглощают землю. Многие встречают свою гибель в день Рагнарёк, но дети богов спасаются и становятся молодыми божествами новой эры. Лив и Ливтрасир выходят из своего убежища и наследуют обновлённую землю отцов. Всё это отражено в значении руны Отила как последней руны футарка, символизирующей новое, возрождённое отечество. (Аргументы в пользу того, что последней руной футарка следует считать Дагаз, я привела в разделе, посвящённом этой руне. Но справедливости ради я представляю здесь и альтернативную точку зрения, которую разделяют многие другие рунологи и в разработку которой ценный вклад внёс Майкл Лэнгфорд, талантливый исследователь рун.)

Из книги Фрейи Асвинн "Руны и мистерии северных народов"